Для Вашего удобства мы используем файлы cookie
OK
«Как один день»
2004
Себеж
Это было настоящим счастьем!
После нескольких лет неправильной жизни, наполненной пакостью и унижениями, я, наконец, вернулся к самому себе, и радость, как летнее солнце в Арктике, запрыгала над горизонтом.
Мне предложили сделать памятник Зиновию Ефимовичу Гердту на его родине, в маленьком городке Себеж, на границе с Латвией.
Забрезжившее счастье — Надя и я — в одной машине, и мой соавтор Юра Мираков с женой Наташей — в другой — покатили в Себеж.
Господи, оказалось, что так давно я не видел землю летом! Притихшее сельское хозяйство, с химией и насилием, отстало от полей. Бескрайние пространства цвета проносились за окном забытой радостью. Одеяла сине-фиолетовых люпинов, жёлтые холсты сурепки, малиновые вспышки иван-чая, дылды в белых шляпах — борщевики мелькали перед очумелыми глазами. И птицы, птицы, птицы!
Аисты на любых вертикалях — столбах, напорных башнях, заброшенных элеваторах. Скопы, чайки, соколы, чёрные вороны, перепёлки. И пропасть поющей мелочи.
Встреченные с почтением местным начальством, уже наутро мы оказались в лесу, на берегу озера в деревянных домиках, в ягодах, грибах и тишине.
Под окном — огромные сосны в букетах ослепительно-зелёных папоротников. Трапезный стол цвета старого серебра, тонкий дымок вчерашнего кострища, ледниковые бульники, столетиями врастающие в берега. Свет, играющий в клочках тумана, заблудившегося в чаще. Осока, кувшинки, и всё вокруг повторяется в отражении. Более двухсот озёр переворачивают зеркально всё, на что спотыкается взгляд.
Деревья, облака, деревеньки. Лодка рыбака с удочкой. Чайки у воды и орланы высоко в небе. Даже осока строит аккуратный равнобедренный треугольник с основанием — поверхностью воды.
Дорога
Мастерская на берегу озера
Юра Мираков и я — соавторы будущего памятника З. Е. Гердту
Закладной камень памятника
И я, на прекрасной, наконец, машине с нежной удачей за рулем, несусь по пустынной дороге — тоже для кого-то там, «на той стороне" — тоже отражение. И пыль из-под колёс, если это рыжий просёлок. И брызги света от ветрового стекла, будучи сами отражением — своей геометрией с солнцем — всё равно ввязываются в новую теорему калейдоскопа.
Небо, земля, вода — отражения. Вдруг, через много десятилетий предчувствия, я попал в мир Эшера. И захотелось заорать скучным людям: вы ведь также не верили Жюлю Верну, тупицы! Но кричать некому, разве что коровам на берегу, или их отражению. Выезжая в городок, бродя по рынку, кланяясь горожанам, я продолжаю думать, что «там», для кого-то третьего, моё отражение ходит, спрашивает цену, оглядывается по сторонам и уносится с пыльным хвостом в лесное пристанище.
Улыбаюсь радости, что наконец понял Алису Кэрролла, хотя и, признаюсь, поздновато. И что я или гений, но с иной скоростью понимания, и буду жить библейски долго, или дурачок, которого Он тычет мордой в очевидное, дабы, неровен час, не помер, так и не прозрев.
Из камышей, грациозно выгнув шеи, выплывают лебеди с серенькими ребятишками. Так и просятся на этажерку в гостиной рядом с мал-мала мраморными слониками.
Рыжая дорога просёлка, удрав от серого асфальта с белой геометрией поведения — наследницей пиктографии плато Наска, гипсовых пионерок в салюте и синих километров и названий, вдруг впадала в сумеречный лабиринт сосен. Вынырнув к свету, дорога по обочине оказывалась плотно усажена бабками и ребятишками с горками земляники, черники, лисичек, бутылками молока.
Цветов почему-то не продавали, хотя поля полян задыхались от переливающейся красоты. Никакая живопись не отважилась так спокойно положить рядом синее с оранжевым или — поклон Клее — зелёное на зелёном и в зелёном.
И ах, в прогале стволов блеснёт зеркало реки Великой, как напоминание: ты не забыл? — ты в Зазеркалье! В Зазеркалье, потому что волшебно, без возраста, с Нежностью за рулём, родным под сурдинку Булатом, наконец увиденным Эшером — значит, тебе ещё не сейчас.
Для настоящести происходящего — палевая лошадь с жеребёнком обок дороги, и аисты сутуло выискивают важное по обочине.
В пронзительной синеве над головой застывшей иллюстрацией плывут птицы, и клин иван-чая взрывает пантомиму выгоревших перелесков. Волны жёлтой сурепки с холма далеко внизу касаются металла водной равнины, конечно, с непременным отражением. Выгоревшие стволы столетних гигантов с подростками-берёзками рядышком — дедушки с внучками первого сентября. Корневища рухнувшего войска под невиданной атакой времени! Пепельные заросли на фоне почти чёрной глубины леса!
Да что там говорить — попытка без толку перелить память и восторг глаза в слова — дабы заколдовать читающего счастьем оживления.
Настоящим счастьем.
Это длилось три недели.
Надя тихо исчезала в кулисах чащ или, раздвинув олово воды, тянула руки к дощечкам настила.
Юрка налавливал вёдра золотых линей.
Грибной суп и копчёные плети угрей провожали прохладную водку к запалу воображения.
И я рисовал, рисовал, рисовал. Попавшая «в лист» масляная пастель на цветных бумагах оказалась точным знаменателем числителя реальности. Видения Эшера и Кэрролла засверкали, заказались, заполучались! Счастье, давно затерявшееся настоящее счастье.
И свобода себя с собой!
«Себеж. Виадук».
2004 г.
Цветная бумага, белила, пастель.
50х60.
«Себеж. Дорога».
2004 г.
Цветная бумага, белила, пастель.
50х60
«Себеж. Дорога к Тригорскому».
2004 г.
Цветная бумага, пастель.
50х60.
«Себеж.
Мемориал Зиновия Гердта».
2004 г.
Цветная бумага, пастель.
60х50.
«Себеж. Советское прошлое».
2004 г.
Цветная бумага, белила, пастель.
50х60.
«Себеж. Разлив Себежского озера».
2004 г.
Цветная бумага, пастель.
60х50.
«Себеж. Сарай в люпинах».
2004 г.
Цветная бумага, пастель.
50х60
«Себеж. Тут мы и жили».
2004 г.
Цветная бумага, белила, пастель.
50х60.
«Себеж. Дорога к храму».
2004 г.
Цветная бумага, белила, пастель.
50х60.
«Себеж. Разгул сурепки».
2004 г.
Цветная бумага, белила, пастель.
50х60.
«Себеж. Ликование иван-чая».
2004 г.
Цветная бумага, белила, пастель.
50х60
«Себеж. Алчное лето».
2004 г.
Цветная бумага, белила, пастель.
50х60.
Made on
Tilda