Для Вашего удобства мы используем файлы cookie
OK
«Как один день»
Ни одному художнику не удавалось перенести природу на полотно.
Все мировые попытки являли зрителям заблуждения скудоумных авторов или идеологическую демагогию в кратковременном всевластии.
Выдумка всегда ближе к реальности, чем факт.
Фабула отнюдь не сущность человеческой мудрости, а её горькая скорлупа.
Ошибка надежды: состязание состоит в том, чтобы передать видимую часть природы, но замешанную на воображении, умении и усилиях мастера.

Двадцатый век и наука с невиданной удачей и скоростью распахнули перед человечеством некоторое количество глубинных форм и состояний природы, предоставив художникам возможность поучаствовать в празднике.
Правда, ученые, угомонив страсти самомнения, недавно, наконец, признались, что не 70, не 80, не 90, а всего 7−8 процентов явлений в природе могут считаться «кажется понятыми»!
Абстрактный экспрессионизм наиболее близко, как мне кажется, подобрался к изображению этих открытий. Это одна из верных дорог, но мне хочется думать, что я нащупал еще одну. Не более, но и не менее значительную. Просто другую.

Когда лак поселился в моем ремесле, очарование знакомства не давало продохнуть для размышлений.
Красота напряжения, упругость линии только подтверждали удачу.
Но когда, без особой мысли на продолжение, я поселил в лак золото, открылось нечто.
Золото двигалось по поверхности массы, подчиняясь невидимым силам.
Оно, золото, выкладывалось в причудливые струи, замедлялось в лаковоротах, уплывало, тонуло и возвращалось в непредсказуемых местах медленно твердеющей поверхности.

Наблюдать за этим хотелось безотрывно.

Аналогом этой встречи могли быть веселье цветочной пыльцы в водоворотах апрельских половодий или ослепительное варево магмы в жерле Ключевской сопки на Камчатке.
И где-то рядом по времени меня поджидала вторая удача.
Я назвал ее рельефами.
Приблизительное название.
Суть же заключалась в том, что рукотворная «каша» из тонкого мела и ряда других компонентов, выливаемая на поверхность, начинала вести себя подобно золоту и лаку, только значительно медленнее.
В результате аммониты оказывались на вершинах Гималаев, а пирит повторял волосяной узор скелетов известняка.
Застывая, эта «каша» начинала трескаться по одной ей понятной причуде, создавая на поверхности узор ритмичного хаоса.
Впервые я увидел это в пустыне Кара-Кум на закаменевших просторах такыра, основной поверхности пустыни.
Но как они, эти виденья, пробрались в мою память, а потом в ремесло — «тайна сия мне не ведома».
Вот так выглядит, казалось бы, совсем простенькая банальность любви к природе.

Многолетнее бродяжничество по земле наполнило мою голову, моё сердце, мою душу любовью и нежностью к ней.
Чёрные агаты Чукотки, базальт горы Моссад, причудливые коряги Ниды и Камчатки, раковины всех океанов, кристаллы минералов, каштаны и ожившие семена ливанского кедра, аммониты с Волги и Эвереста томятся в моем доме и памяти.

Много лет подряд, помимо летних и зимних путешествий, мы с моим давним дружочком Лехой каждую весну, как только вскроются реки, отправлялись на байдарке глазеть, как просыпается Земля.
Какие кружева плетёт упавшая в воду пыльца вербы, какие иероглифы из песка выкладывают проснувшиеся кроты, и как графитовые тела гадюк отогреваются в охре прошлогодней травы!

Я вставил в эту серию картинок десять примеров явлений природы, как напоминание. Напоминание о её совершенстве и неповторимости. Всего десять крошечных примеров!
Made on
Tilda