«Как один день»
Пространство
Когда-то давно я придумал сделать пять картин, посвящённых ипостасям ремесла — линии, цвету, пространству, форме, творцу. Не стану рассказывать подробности, да и, признаться, не про всё помню.
Про пространство — помню. В физической глубине картины, ещё и уписанной с иллюзией бесконечности, должна была гореть яркая точка лазера — приятель-учёный обещал соорудить для меня этот загадочный прибор.
Картины я так и не сделал. Заготовки где-то притаились в бесчисленных папочках с «идеями». Этакое кладбище намерений.
Но любопытство к самоуправству художников всех времён в построении пространства на изобразительной поверхности осталось со мной до сего дня.
Наскальный неолит на берегу Ледовитого океана на Чукотке, затейливость иконных взаиморасположений, капризы средневековых пейзажей в дворцовых окнах и арках, математические удивительности Эшера и «яблочное» пространство Сезанна! В. Фаворский воевал с буквами, заставляя их жить на, под и над поверхностью листа. Несть числа изыскам мастеров, молчаливо живущим теперь на стенах музеев мира.
Интересна попытка серьёзного учёного Б. В. Раушенбаха объяснить капризы гениев с точки зрения науки, его выводы математически точны и кажутся очень достоверными.

Я ввязался в эту многовековую игру с пространством очень давно.
Длинная череда работ, в которых случайность, заданную природой, я многократно повторял в капризной перспективе, роднила искусство с наукой. Эксперимент, повторенный многажды с одинаковым результатом, становился закономерностью. В это я играл и играю все эти годы.

В работах начала 60-х годов («Автопортрет», «Портрет Тольки») напряжение фона создавалось не только цветом, цвета было мало, туда ещё клеились тряпки и картонки, чтобы сделать фон физическим рельефом.

Капризы долин и буераков в портретах и глубины формы в «Ландшафтах правой руки».
Нежный, едва тронутый серебром графита, пейзаж Камского залива (1993 год).
И, наконец, одна из самых последних картин 2007-го года, рельеф с наложенной на него геометрической формой пространства-перспективы — вот малая толика примеров.

Не перестаю думать, что это время, когда мне вот-вот стукнет три четверти века, — самое важное и сладостное в моей жизни и ремесле.
В жизни — потому что поселились любовь, покой и счастье.
В ремесле — потому что ясно понимаю, как и что надо сделать. И не стесняюсь дожидаться, пока схлынет пена догадки, и ровная зеркальная гладь удачи будет водить моей любимой левой рукой.
«Перевал к верховьям реки Уды».
1958 г.
«Пространство 4».
1973.
Оргалит, лак, темпера.
60х45
«Пространство 3».
1973.
Оргалит, лак, темпера.
60х45
«Пространство 2».
1973.
Оргалит, лак, темпера.
60х45
«Пространство 1».
1973.
Оргалит, лак, темпера.
60х45
Made on
Tilda