У Тоника была такая игра: через сколько рукопожатий можно поздороваться с Пушкиным или Петром I?
Со Львом Толстым и с Михаилом Булгаковым я мог бы поздороваться всего через одно рукопожатие. Через дядю Серёжу — Сергея Александровича Ермолинского. Льву Толстому четырёхлетний Серёжа из города Вильно написал письмо с важным вопросом: как стать писателем? И великий старик ему ответил. Событие это переполошило весь город, тщеславные мамы наперегонки отправляли Льву Николаевичу каракули своих чад. Но тщетно. Старик промолчал. Серёжа был единственный.
С Михаилом Булгаковым же дядя Серёжа дружил много лет и об этом он написал дивные воспоминания. Позволю себе их не пересказывать. Трудно удержаться — не написать вкратце о жизни Сергея Александровича после смерти Булгакова. Он был вскоре арестован, обвинённый по доносу Всеволода Вишневского в «пропаганде произведений антисоветского писателя». Сейчас, во времена поослабшей власти, опубликованы протоколы той мерзости. Дальше Лубянка, ссылка в казахские степи. Выручили друзья, чудом узнавшие, где он чахнет. Вытащили в переполненный эвакуированными Ташкент, помогли с работой. Там и встретил он Таню Луговскую, которая с тех пор была с дядей Серёжей всегда.
А теперь расскажу, как я познакомился с дядей Серёжей. Начать придётся издалека. Отработав год после окончания института на Урале, в Свердловске, разругавшись с местным начальством, я вернулся в Москву. И стал работать в журнале «Огонёк». Приткнулся. Надо же было зарабатывать какую-то денежку. Там я почему-то приглянулся Варваре Викторовне Кошкарёвой, начальнице отдела проверки. Был в то время такой в редакции. Варвара Викторовна казалась мне пожилой дамой — лет на двадцать моложе меня теперешнего! Она хромала, курила «Беломор» с ватой в мундштуке и была поклонницей коктебельских сердоликов и настоящей литературы. Она взяла надо мной шефство. От неё я узнал о Цветаевой и Мандельштаме, «Самоубийце» Эрдмана, стихах Мартынова и многом другом. Однажды она спросила меня, слышал ли я о «Мастере и Маргарите» Булгакова. Конечно, я не слышал. Она стала рассказывать. Помню, как, взлетев с первой фразой в ступе рассказа, она часа через два приземлилась в той самой же точке, упутав меня неслыханными кружевами романа.
Через некоторое время она пригласила меня составить ей компанию для похода в гости. Дверь нам открыла дама без возраста. Ласково обнявшись с ВВ, она угостила нас чаем с печенюшками, а потом поманила меня в другую комнату. Там она усадила меня в глубокое кресло перед столом, напомнила о теплом пледе на соседнем стуле и кофейнике с кофе на столе и положила передо мной две коробки, обтянутые красным бархатом. В коробках лежали два тома «Мастера и Маргариты», переплетённые в такой же бархат. «Вы, Боря, читайте, голубчик. Полагаю, что к утру Вы справитесь, а мы с Варей пока посплетничаем», — и вышла. Это была Елена Сергеевна Булгакова. Маргарита.
К утру я и вправду справился. И заболел. Увидать бы его напечатанным! В то время настоящая литература доходила до нас в двух вариантах. Или отважными путями западных изданий — за привоз, хранение и распространение давали вполне реальные тюремные сроки. Или в виде не менее отважно перепечатанных и любовно переплетённых, далеко не первых, часто почти слепых, экземпляров машинописи. Они и сейчас стоят у меня на полках — стихи и проза, сегодня уже вышедшие огромными тиражами.
Болезнь моя длилась не бесконечно. Юрий Николаевич Коротков, заведующий редакцией ЖЗЛ в издательстве «Молодая гвардия», предложил мне быть главным художником нового альманаха «Прометей». Одним из условий соучастия, захолодев животом, я назвал публикацию «Мастера и Маргариты». Юру это не испугало и не удивило.
«Согласен, — ответил он. — Только две поправки: во-первых, публикуем только историческую часть, мы ведь историко-литературный альманах, во-вторых, только до цензуры».
Вскоре в редакции появилась Елена Сергеевна с двумя знакомыми мне коробками, элегантная, сдержанная, улыбчивая. Бровью не повела в мою сторону. Конспирация! На три дня коробки достались мне, и я сломя голову кинулся к Варваре Викторовне. Свои ребята в фотолаборатории пересняли и отпечатали два экземпляра — мне и ВВ.
Тем временем пришли гранки выбранных нами глав романа, и цензура их немедленно запретила. Кто сомневался! Но роман-то был у меня! На год почти — до публикации «Мастера» в журнале «Москва" — я был нарасхват. Московские литературные девчонки «за почитать» были готовы на многое.
Елена Сергеевна подарила мне — в благодарность за попытку — две фотографии Михаила Афанасьевича. Она же рассказала мне о Сергее Александровиче. И когда Тоник, уже знакомый с ним, пригласил меня составить компанию для гостевания у СА, я тут же согласился.
Мы подружились. Сергей Александрович и Татьяна Александровна были людьми изысканного благородства и забытой ныне дворянской деликатности. Обращались друг к другу на «Вы», что совсем не мешало нам весело напиваться на кухне — из синих гранёных рюмочек, перебирая косточки московских событий. В дни рождений и на званые вечера в их двухкомнатной квартире собиралась отменная публика, уж вы мне поверьте! Многие годы, до самой смерти дяди Серёжи, мы весело дружили. Мир праху его. И светлая память.
До сего дня в феврале, в годовщину смерти Сергея Александровича и Татьяны Александровны (а умерла она в тот же день, что и СА, только десять лет спустя) в дом по-прежнему съезжаются люди, память и любовь для которых — естественные формы жизни.