Для Вашего удобства мы используем файлы cookie
OK
«Как один день»
1991
Израиль
Весной, когда я попал впервые в Израиль, все поля были покрыты этими крошечными, на низкой ножке — чтоб не тратиться на лишнее, — об четырёх страстных лепестках, маками.
Поля эротики!
Но это так, для начала.
«Здравствуйте, я — Мирон Гордон, из Израиля».
«Здравствуйте, Мирон Гордон из Израиля, чем могу?»
«Я от Гарика Губермана…»
«А, другое дело, сейчас за вами приеду!»
«Нет, нет, я сам хочу узнавать город. Какой ваш адрес?»
В дверь боком протиснулся огромный рыжий еврей, сочащийся добротой. Сто пятьдесят килограмм чистого доброжелательства!
Он приехал в разодранную, полуголодную, растерянную Москву конца восьмидесятых устанавливать давно прерванные дипотношения.
Вдвоём с послом Левином, в тот момент ещё не послом.
И он — никто. Из МИДа.
Посольства ещё не было. В здании тогда обитали голландцы, и мы частенько в поисках выпивки заруливали заполночь в левый флигель за радостью. Ещё заходили позвонить друзьям-приятелям, придумавшим себе историческую родину на крошечном пятачке вокруг пуповины истории.
Любопытство и любознательность Мирона были несусветных масштабов. Барды были его темой в университете. В Москве мы перезнакомились, перенапились, переподружились — со всеми, кто был жив.
Про ушедших он выспрашивал, записывал, собирал, собирал, собирал…
Попав к Натану Эйдельману, он тут же залюбил его лавинной любовью, и горы мировой — для нас тогда ещё малодоступной — литературы затопили дом Тоника.
Без подарков он не приходил, не приезжал. Не мог представить себе существование и значение слова «экономно»! Или «осмотрительно».
Нищая жизнь вокруг повергала его в уныние. На тогдашнем Тишинском рынке в жидкой со снегом грязи, на кусках мокрого картона были разложены перегоревшие лампочки (можно было поменять в учреждении на новые), старые валенки, галоши, горы ношеного тряпья, бутылки, кучки гвоздей и ржавых железок. По моей памяти такое было только в войну или сразу после.
Только мой окорот останавливал Мирона от раздачи всех денег из карманов.
В очередной раз прилетая из Израиля, он забивал дом подарками. Сопротивляться было бесполезно, детская обида проступала на бородатом лице. Господи, как же он был трогателен!
«Боба, — звонил он, — сгоняй на рынок, купи кошерной свининки, а водки я привезу!» И вечер за вечером мы жили весело и с любопытством.
 
И настал момент, когда взошла стоящая идея, потому что она не могла не взойти. Мы придумали сделать книгу об Израиле для русскоязычного читателя. Популярность этой страны с началом массовой эмиграции выросла мгновенно. Русская ленивая зависть выглядела удачу в судьбе вечно нелюбимых евреев. Анекдотов и полубылей бродило во множестве, но что было в действительности, из чего состояла, о чём думала, как защищалась эта отважная кроха — никто толком не знал. И мы придумали рассказать об этом. Чиновничья тупость, зависть и глупость чинили несметные препятствия. Бюрократия в любом государстве — это зависть, облачённая в мундир! Мирон пробил эту стену. И девять журналистов, фотограф Юра Рост и я — художник — отправились в Израиль.
Пересказывать здесь это путешествие не стоит — о нём мы сделали книгу «Гостевая виза" — по-настоящему добротная работа!
К моменту выхода книги Мирон уже был послом в Польше, и я полетел к нему с чемоданом книжек.
Он был уникальным человеком! Когда мы тихо ехали по улочкам Старого Мяста, со всех тротуаров неслось: «Здравствуйте, господин посол!» Это в те дни, когда в Польше остался один антисемитизм, а евреев всех повыгоняли!
Большой театрал, он подружился с театром «Повшехны», ходил на все их спектакли. И приглашал в гости всех — буквально всех, до уборщиц и билетёров.
Когда он успевал работать, любить жену Улю, тетешкать детей — ума не приложу.
За мою долгую жизнь не попадалось мне такой лучащейся доброты, неуёмного любопытства и любви, любви, любви…
Он умер в сорок семь лет от инфаркта, гуляя с сынишкой в парке…
«Мирон Гордон».
1993.
Бумага, сангина
75,5 х57
Вот эту самую книжку мы с Мироном придумали, организовали и издали. И радовались.
«Гостевая виза. 29 взглядов на Израиль», Магистериум, Москва, 1994
Авторы: Акивис Даша, журналист; Бен-Дор Иосиф, дипломат; Васильвицкий Анатолий, инженер; Геворкян Наталия, журналист; Гердт Зиновий, актёр; Герцвольф Лев, инженер; Гордон Мирон, дипломат; Городницкий Александр, ученый-геолог, поэт; Губерман Игорь, поэт; Жутовский Борис, художник; Захаров Марк, режиссер; Иванов Александр, поэт; Ким Юлий, поэт; Крелин Юлий, хирург, писатель; Кураев Андрей, диакон; Леонов Евгений, актер; Либединская Лидия, писатель; Мордюкова Нонна, актриса; Польская Лидия, журналист; Разгон Лев, писатель; Райхлин Натан, ученый-медик; Рост Юрий, журналист; Свободин Александр, критик; Хазанов Юрий, писатель; Чичибабин Борис, поэт; Шевелёв Владимир, журналист; Эггерт Константин, журналист; Юрский Сергей, актёр, режиссер; Яковлев Александр, журналист, издатель.
А эту морду из воска с глазами-семечками я увидел на кресте в Храме Гроба Господня. Этакая древняя ворожба времен Перуна, спокойно перебравшаяся в христианство. Да в самый главный храм! Я и выпросил её у монашки, заплатив денежку, на ещё одну память об удивительном путешествии в историю.
Так случилось, что воспитан я был в Советском Союзе атеистом. Ни мама с бабушкой, ни отчим не были людьми верующими, а тем паче религиозными. Пасху, конечно, справляли — с куличами, и яйца красили луковой шелухой, и овёс сеяли, чтобы эти яйца положить в зелёную травку (для кота, правда, тоже сеяли). И икона у бабушки висела в тёмном углу под потолком. Но в храм не ходили. Суеверие — это да. Как что-то тревожное, сразу в голове всплывал дедушка на облаке, старенький и очень занятой, и я пытался привлечь его всемогущество, чтобы или двойку в школе исправить, или в горах из крутой ситуации выбраться. Стал постарше — иконами, правда, увлёкся. Но скорее как живописью и историей. Да и из разрушенных храмов спасать доски казалось делом праведным. Но, как бы то ни было, приехав в Израиль и добравшись до Масличной горы, я, конечно, накопал горстку земли и привёз в дом. Так она и живёт в красивой баночке с крышечкой. Оберег и память.
«Парашют над Красным морем»
«Евреи»
«Спор»
Бумага, тушь, цветные карандаши
40х30 каждый
«Разговор с ребе»
«Старый Иерусалим»
«Кейсария»
«Вади Кельт»
«Гарик»
«Копи царя Соломона».
1993.
Холст, масло
120х100
«Мертвое море».
1995.
Холст, масло.
120х100
Made on
Tilda