Для Вашего удобства мы используем файлы cookie
OK
«Как один день»
1992
Шестидесятилетие
Как ни пяться, а время всё равно толкает тебя в задницу по узкой колее под названием жизнь. Маячило 60 лет. Растерянность переменами в стране-стае-жизни не оставляла меня. Книга — моё ремесло и хлеб — рушилась. Не звали, не давали, не платили. Случайно предложенная глобальная дурь «Магистериум» — итоги ХХ века» показалась выручкой в растерянности, да и давала, прости Господи, возможность означить размер пенсии. За спиной, как ни крути, были мама, Иришка, Кит, дом, своя жизнь.
За несколько лет до этого, выбираясь из послеаварийных хворей и тоски, я поехал в подмосковный дом творчества «Челюскинская» — офортное царство. Съинтриговал путёвку Лёше-Отцу Казанцеву, и на три месяца мы погрузились в волшебное ремесло гравюры на металле, отодвинув в сторону страхи-заботы.
Жилось там прелестно. С «Отцом» мне всегда было покойно, а тогда, в круглосуточном бытие — полное счастье. Кроме своих игр я напридумывал для Лёши серию «Петровский Урал», мотался к Игорю Можейко за деталями композиций, а под конец мы и вовсе отлили в модурлите несколько испанских дублонов, превратив их в изысканные медали на муаровых лентах в прорезях раскрашенных вручную офортах серии. Красота!
Потом, спустя время, эта серия сослужила Лёше добрую службу — он сумел продать её в несколько музеев страны. Поди, дурно!
Там, в Челюскинской, в меня влюбилась кошка. Красивая, пластичная, вежливая, она ходила за мной повсюду, и волшебным образом оказывалась у меня в комнате в каждый подвечер, и приносила подарки.
То это был едва живой комарик коси-коси-ножка с одной ножкой, то сухой до стука мышонок, то пойманная и придушенная озорницей синичка. С моим появлением кошка открывала прелестные глаза, нежно мурлыкала, выгибала якобы усталую от ожидания спинку, лапками с коготками притаптывала одеяло, и, задрав хвост султанчиком, спрыгивала на пол. Обойдя комнату, она, хитро улыбаясь, удалялась восвояси — за дверь. Дары лежали на подушке.
Забыть это было нельзя. И я вырезал дары на пластине металла, превратив это в Искусство и Время. Показалось, что это маловато. Немо. И тут мне под руку случился текст: «Молитва пожилого человека». Ах, как вовремя! Я вырезал и текст. На той же доске. Оттиск — перед вами.
И теперь, взявшись за свою книгу-картину, я вдруг понял, что этот квадратик сродни автопортрету. Ведь пожилой человек — это я. И рисовал-то я себя, во времени, в ремесле, в настороженном пригляде шестидесятилетней жизни! И я решил поместить в этом разделе свои автопортреты — сделанные за долгую жизнь. Вот так придумался развёрнутый во времени огляд себя любимого. Чего скрывать — люблю я его — себя, дорог он мне — единственный и нечего притворяться!
«Автопортрет».
1975
Бумага, графит.
40х30
«Автопортрет».
1972
Бумага, графит.
26х21
«Автопортрет».
1971.
Бумага, графит.
30х21
«Автопортрет».
1968.
Бумага, сангина.
75х57
«Автопортрет».
2000.
Бумага, тушь, перо.
28х21
«Автопортрет».
1999.
Бумага, чёрный карандаш.
75х57
«Автопортрет».
1975.
Бумага, графит.
28х21
«Автопортрет».
1975.
Бумага, графит.
28х21
«Автопортрет».
7 часов, 7 минут, 7 июля 2007 года.
Бумага, тушь, перо.
28х21
«Автопортрет».
2004.
Бумага, тушь, перо.
28х21
Молитва пожилого человека.

«Господи, ты знаешь лучше, чем я сам, что я старею и скоро стану стариком.
Удержи меня от фатальной привычки думать, что я должен по любому поводу и в любом случае обязательно что-нибудь сказать. Упаси меня от стремления выправлять дела каждого, сделай меня думающим, но не нудным. Полезным, но не властным. Сохрани мой ум свободным от подробного изложения бесконечного количества деталей. Дай мне крылья достичь цели. Опечатай мои губы, если я заведу речь о болезнях. Они усиливаются и возрастают в числе, а любовь повторно рассказывать о них становится все слаще.Я не смею просить тебя о милости не дать мне наслаждаться рассказами о болезнях других, но помоги мне, Господи, сносить их терпеливо.
При обширном запасе моей мудрости кажется обидным не использовать ее целиком, но ты знаешь, Господи, что я хочу сохранить хоть несколько друзей на остаток моей жизни. Я не смею просить об улучшении моей памяти, но, когда случится, что моя память столкнётся с памятью других, преумножь мою человечность и убавь мою самоуверенность. Лишь об этом прошу тебя, Господи. Преподай мне блистательный урок, что и я могу ошибаться. Сохрани мне способность быть разумно приятным. Я не хочу стать святым, — некоторые из них слишком трудны для совместной жизни. Но и кислые люди — одна из вершин творений дьявола. Дай мне видеть хорошее в неожиданном месте и непредвиденные таланты в других людях. И дай мне, о Господи, милость говорить им об этом.
Аминь!»
«Тройной автопортрет».
1970.
Бумага, графит.
40х60
Made on
Tilda