Для Вашего удобства мы используем файлы cookie
OK
«Как один день»
1994
Левая рука
Одной из неотступных забот после аварии была левая рука. Сухожилия сшили, кость оказалась целой, но мизинец скукожился до ладони.
 
А я её очень любил, мою левую руку.
На неё все нападали. Это теперь стало понятно, что левша — это от мозгов. А тогда считалось, что это блажь и плохое воспитание. Как высовывание языка, когда в азарте. И меня мутызгали няньки, бабушка, мамка.
Бабушка Мариванна с юности, похоже, была ушиблена всем французским. У неё и подруга была Жанна Жустиновна. Когда бабушка была чем-то недовольна (это уже на моей памяти), она садилась на сундук, со вздохом закуривала папиросу и выговаривала: «Вот Жанна Жустиновна и Василий Иванович (это главный бухгалтер на работе) сказали, что ты, Нина (это моя мама) воспитываешь своего сына (это меня) без всякого уважения к твоей матери (это к ней)». Затягиваясь папиросой, она произносила главные слова: «Зарасти моя дорожка!». Сползала с сундука и уходила. Обиделась, значит.
 
Совсем в детстве, еще до войны, мы весной ездили на Новодевичье кладбище, на могилы отца, погибшего в мае 1938 года, и дедушки Ивангригорьича, умершего в октябре того же года. Обычно с нами ездил дядя Федя и ещё кто-нибудь из родственников — многие тогда были живы. Дядя Федя — брат моего дедушки — в старые времена был актёром провинциального театра, а при советской власти — слесарем военного завода. Был он полутора метров роста и обладал красивым рокочущим басом.
Врываясь на кладбище, я уносился в глубину аллей и притаскивал папе и дедушке охапки цветов, собранных со всех окрестных могил. Мама просто лупила меня по заднице, а бабушка картинно поджимала губы, поправляла пенсне на носу, закуривала нервно и демонстративно вздыхала.
Но самое главное происходило на обратном пути. В те времена трамвай, ходивший по Пироговке, делал круг у Новодевичьего монастыря. В ожидании рейса пустые вагоны стояли на кругу в очередь. А у трамваев были две сказочные штуки, жизнь без которых представлялась совершенно скучной: бронзовое колесо заднего тормоза на прицепном вагоне и рукоятка водителя на высокой чугунной тумбе — тоже бронзовая, сияющая отполированными в работе боками.
Но надо было вести себя изо всех сил тихо. Поэтому на выходе с кладбища, тогда ещё через монастырские ворота, я давал взять себя за руку и шёл паинькой рядом с мамкой. Дойдя до остановки, все начинали прощаться, обниматься, закуривали по последней.
Тут-то и наступал мой звездный час. Выдернув руку, я кидался в первый вагон, где, встав на цыпочки, двумя руками впивался в сияющее великолепие рукоятки и крутил её изо всех сил.
Вскрикнувшая мама кидалась за мной, но я пулей летел в прицепной вагон и повисал на ручке тормоза в полном счастье удачи.
Выловленного и присмиревшего — ведь всё получилось! — меня водружали в круг родственников. И тогда наставал час бабушки.
«Нет, Нина, Жанна Жустиновна и Василий Иванович всегда говорят, что твоему сорванцу нужна бонна!»
В ответ дядя Федя, допив обязательную четвертинку и затянувшись папиросой, произносил шаляпинским рокотом: «Ну что ты, Манька, какая бонна? Один конный и два пеших милиционера!»
(Он всегда дразнил бабушку «Манькой», потому что она требовала, чтоб её называли «Мари». «Ну что ты, Манька…». «Ах, перестань, Фёдор, ты подаешь дурной пример моему внуку!» — и, поправив пенсне, отворачивалась в наигранном гневе.)
 
Уверен, что главным исполнителем шкоды была левая рука. Я всё делал левой рукой. Писал первые буквы, рисовал, ковырял в носу и вытирал козюли под крышкой стола, дрался с мальчишками, играл в лапту и колдунчики.
Попозже строил модели лодок и самолётов, забивал гвозди и залезал в банки с земляничным вареньем неповторимой вкусности.
Самая тяжёлая для левой руки драма разыгралась накануне школы. Мало того, что писать надо было правой, ещё никак не получалось у правой руки три палочки в букве «ш». А всё время — четыре.
Уступив обществу, писал я в школе правой рукой, но рисовать всё равно продолжал левой, и, уж конечно, шпаргалки на экзаменах пристраивал под левую руку.
В горах — уже студентом — под левой рукой я держал ледоруб и обвязки. При строительстве плотов для сплава по горным рекам левой рукой я выводил греби — из восьмиметровых еловых дрынов. Или колдовал над «ласточкиными хвостами» при сборке плотов и замысловатых подгребиц.
Уже много потом, когда я поменял амбиции путешествий, как занятия в жизни, на искусство, и неуверенность образования в Полиграфическом институте уступила место настырной алчности ремесла, левая рука изредка стала меня радовать получаемостью. Как я был ей признателен и рад!
К тому же с годами она заумела ухаживать за девчонками, находя самые вкусные местечки и оживляя эрогенную дрожь.
 
И как же было за неё страшно там, в Симферополе. Даже дырка в черепе не волновала сильнее. Да она, признаться вовсе не волновала: дырка и дырка. А тут — важная рука, оттренированная и послушная, обученная и верная!
 
Пожилая, прошедшая войну санитарка в Боткинской, куда Вовка Кассиль привез меня выздоравливать, тратилась на меня всерьёз, леча мне пролежни на правой ноге от железных спиц и (главное!) разрабатывая мне мизинец левой.
Страшно подумать, что было бы в случае неудачи. Ведь это была бы другая рука, её надо было бы заново растить, учить, дрессировать.
А я остался один, и искусство и ремесло были последним пристанищем. Единственным.
 
Вот поэтому моя левая рука — надежда и любовь моя — отлита мною в бронзе и помещена в картине. Она может вращаться, демонстрируя азарт и масштаб состоявшегося — теперь уже понятно — счастья получаемости.
Спасибо тебе, моя верная подруга!
С любимой бабушкой Мариванной
Пенсне — это вполне по-французски.
Самолётик бабушке на день рождения.
1938.
Самое раннее из сохранившихся произведений маэстро Б.Жутовского.
1938.
Бумага, цветные карандаши.
10×14,5
Вазерелли просто жил на свободе, а настоящего гения гноили большевики.
Левая рука в действии
В мастерской по изготовлению шедевров.
Весна на реке Угре.
Саяны, река Уда, строительство плотов.
«LOVE».
1973.
Оргалит, рельеф, золото, гуашь.
120х100х2
Рисунки в больнице Симферополя летом 1975 года.
Made on
Tilda