Для Вашего удобства мы используем файлы cookie
OK
«Как один день»
Рисунки, офорты
В 1935 году отец прислал мне, трёхлетнему, фотографию зебры в Нью-Йоркском зоопарке, где на обороте написал, что он — мне «напуфасал» лошадку. Видно, уже тогда тяга к размалёвыванию бумажек была заметной.
Но это я так, для разбега.

Рисунок, рисование. Из всего набора ремёсел — самая беспощадная форма. В рисунке видно всё: как автор умеет передать увиденное или привидевшееся, какова точность и нахальство его каприза и как, наконец, нарисовать на белом листе протянутую вам ладонь. Говоря о третьем, двое профессионалов одним из аргументов часто произносят — «Да он же не умеет рисовать», или «Перестань, посмотри, как рисует!»
Многотомник «Мастера искусства об искусстве» — почти забытое прекрасное издание, переполнено рассуждениями о рисунке и рисовании у сонмища мастеров с издревле до вчера. До сегодня эти тома, к сожалению, не добрались.

Оглядывая сегодняшнее на выставках, всё время ловлю себя на поиске умения рисовать — будь это хоть дома, хоть где.
Пытаясь защитить нас от распоясавшегося генсека Н. С. Хрущёва в 1963 году, Илья Григорьевич Эренбург взывал к снисходительности к молодым художникам размышлением вслух, что де, да, они не очень ещё умеют рисовать, но врагов страны из них делать не стоило бы…

Со школьных уроков рисования (ведь почему-то ни живописи, ни искусства, ни ещё чего-нибудь!), с художественной школы, вступительных экзаменов и обучения в институте доминантой дисциплин профессионального образования было рисование.
В издательской работе над книгой на протяжении сорока с лишним лет рисунок был альфой и омегой ремесла… etc…

Чувствуя свою ущербность в рисовальном умении, во все путешествия я таскал с собой альбомы, чтобы рисовать всё и всегда, в надежде обучить и воспитать главного партнера — левую руку.

Разглядывая мои юношеские и институтские потуги, любимая бабушка Марьиванна садилась на высокую табуретку, поправляла пенсне и, закурив беломорину, произносила с лёгкой печалью: «Бликов мало».
Помню, что в одной из первых книжек в Географическом издательстве об альпинистах 20-х годов, я переделывал отдельные иллюстрации 92 раза!
А, убедившись, после окончания института, что с рисунком дела обстоят из рук вон фигово, с двумя друзьями — уральцами Витей Воловичем и Лёшей Казанцевым я отправлялся в рисовальные поездки в Старую Ригу, в Среднюю Азию и в Одесский порт — весёлые и умные путешествия, принёсшие мне массу важных полезностей.

Поиграв несколько важных лет в студии Белютина, я окончательно выбрался на столбовой просёлок ремесла.
В начале 70-х годов прошлого века с мудрой подачи поэта Бориса Слуцкого я отважился начать «собирать время» — портреты современников.
Несколько лет назад про «101 портрет современников» я издал книгу — «Последние люди империи».
Разбор и укладывание холмов и буераков в ландшафтах лиц моих героев постепенно затянуло всерьёз. К сегодняшнему дню их набралось где-то в районе трехсот.

Дальше — больше. Одолевавшие идеи серий картин (а я почти всегда придумываю циклы) быстрее всего «столбились» в рисунках.

История же со «слепыми рисунками» (о них отдельный текст в этом размышлении) и вовсе привела мое умение в полунаучный эксперимент, к слову — вполне удавшийся.

С теми же уральскими друзьями в конце шестидесятых годов я «запал» на офорт.
Лёша Казанцев к тем временам уже был мастером-королём в этом ремесле и, приехав к ним в гости, в тогда ещё Свердловск, я заазартничал не на шутку.
Вернувшись в Москву, немедленно увлёк этим Юло Соостера, Юру Соболева и Эрнста Неизвестного.
Лёша состроил нам на Урале два станка, и новая страсть захватила всерьёз.
Недавно, роясь в архивах в поисках важностей для этой книги, я обнаружил листы плексигласа с первыми опытами глубокой гравюры, где Юло, Юра и я царапали сухие иглы.

Не стану дальше рассказывать продолжение этой страсти. Вспомнил же я её только потому, что рисование иглой по металлу было ещё более жёсткой и точной задачей. Не сотрёшь ластиком и не пошмурыгаешь тоном! Что провёл, вытравил, то и получи в оттиске. И никаких гвоздей. Некоторые из офортов публикую здесь и в некоторых других материалах этой книги. Воспоминание же о Лёше — королевском мастере офорта и небывалой преданности друге всегда со мной, под ребрами, в душе и сердце. О нём, незабываемом — малая толика в размышлении «Гении».
«Бог ты мой!». 1967.
Офорт.
30,5х27,4
«Когда я смотрел вчера на человеческие тела на картинах, я думал, что ни одно животное не любит так своих детей и подобных себе до такой неистовости, как человек, никто не гладит и выласкивает так тело человечества, как эти странные рудименты человечества — художники»
Из дневника
«МАЛЬЧИК». 1961.
Бумага, сепия, графит.
38х52
«Тень, знай своё место».
1967.
Офорт.
34х26,5
«Вот ты и приехал».
1967.
Офорт.
38х29
«Созвездие Девы».
1967.
Офорт.
31,5х21,4
«Как вам нравится!».
1967.
Офорт.
31х21
1979 год. Приходя в себя после аварии, гибели Люси, я стал оглядываться вокруг и вдруг с удивлением обнаружил, что мир не тужит, и пора впрыгивать в трамвай Времени и ехать по жизни, коль остался жив.

Дружочек мой, Влодек Лайминг из города Гданьска предложил мне сделать выставку.
Я очень люблю старый Гданьск, с укладом европейской неторопливости, запахом моря и ганзейской истории.
Да и связывает меня с этим городом тёплая память — там мы с Люсей провели прелестные дни…

Вывозить картины было нельзя.
Набил баул бумагой, красками и отправился в Гданьск.
За две недели, попивая водочку, я сделал штук шестьдесят картин.
Мастерская Влодка, где я и жил, и работал, была в самом центре старого города. Под крышей.
На рассвете морские чайки — внизу — под окном виртуозно крутились в узких щелях средневековых улочек.
Ночью, подходя к окну, я смотрел на свою огромную тень на уходящей в небо стене Мариацкого костёла XVI века.
Отходил от окна и силуэт пропадал, как всё в истории этих стен за столетия.
По утрам колокола вызванивали мелодию и далеко внизу по ещё сумеречным брусчатым закоулкам в храм брели прихожане. Мне чудилось, что я Босх или Брейгель — посасываю табачный мундштук и прихлёбываю ром, выглядываю жизнь, взгромоздив ноги на старинный надгробный камень, а вокруг тишина утра со стеной костёла, мелодией колоколов, чайками и первыми лучами солнца на черепичных крышах в каминных дымах…
Нет, нет. Никакой это не ХХ век с дурными капризами власти, а далёкое и таинственное прошлое.

И я нарисовал рисунок с текстами про всё, меня окружающее, пытаясь оставить в памяти щемящую радость случившегося.
Выставку я сделал, выпили и порадовались на славу, а увидев у меня рисунок, Влодек — профессор Гданьской Академии искусств, серьёзный художник и мастер — сказал мне важное: Борь, это ведь целое направление — «штука факту» (искусство факта).

Признаюсь, я очень порадовался этой находке. Время от времени она всплывает в моих «играх».
А с Влодком дружу до сего дня, и, Бог даст, теперь уже в этом, 2008-м году он приедет ко мне в Москву, как и я пару лет назад был у него в любимом мною Гданьске…
«Люша».
2008.
Бумага, карандаш.
30х40
«Мастерская Влодка. Гданьск».
1979.
Бумага, карандаш.
48х70
«Посиделки в Гульрипше».
1983
Бумага, цветные карандаши.
29х40
«Камский залив».
1999.
Бумага, карандаш.
62х78
«Дорогой сынок...».
1971.
Бумага, карандаш.
58х41
«Ты уверена?».
1971.
Бумага, карандаш.
58х41
Made on
Tilda