Для Вашего удобства мы используем файлы cookie
OK
«Как один день»
Слепые рисунки
Ни черта не получалось. Если пытался рисовать всё происходившее с точными деталями, уже который месяц дребезжащими в памяти, получались иллюстрации к ступенькам и топору Раскольникова, промозглой одежде и воспаленным векам. Рукам, летящим обрывкам книг, слезам, и молчаливым санитарам психушки.
А надо было не про это. Я знал, про что надо, но не знал «как». Необходимо было избавиться, освободиться от всех этих месяцев кошмара и безысходности. Риты-то уже не было на свете…

Хотя многие из близких и друзей иногда затевали разговор о том, что она «не совсем», я этого не замечал. Вместе с Лидой Соостер и Люсей они весело плясали на наших вечеринках, на юге толпы ребятишек неотлипно бегали за ней, стройной и быстроногой, по песчаным пляжам. Юрку обихаживала, бегала на работку и придумывала вместе со всеми, как обмануть советскую власть и отправить втихаря картинки в Италию, Испанию или Японию. «Быстренько, быстренько, думай напряжённо» — подгоняла нас любимой присказкой.

Летом того года, рано утром позвонил Юрка и сказал, что Рита сошла с ума. Просил меня поехать на Полянку, где она была тогда у своих родителей, и помочь. А он будет дозваниваться до знакомых врачей.

Улица была запружена до отказа. Команда пожарных била из брандспойтов куда-то по верхним этажам, растягивала огромный брезент. В воздухе кружились листки бумаги и книжные страницы, в раскрытых окнах окружающих домов стоймя стояла любопытная публика. Плотная толпа — все с задранными головами.
Ещё и пожар — думал я, продираясь к подъезду дома. Дама в лифте объяснила мне, что это женщина сошла с ума и собирается выброситься из окна, а пожарные пугают её водой.
«Так это Ритка», — догадался я наконец.

В длинном пустом коридоре старой коммунальной квартиры перепуганная подруга Риты показала дверь комнаты и рассказала, что изнутри Рита забаррикадировалась, набросила дверной крючок, на уговоры не отвечает, и ей, подруге, очень страшно. Я раздобыл кухонный нож, просунув его в щёлку, скинул крючок и, слегка отжав дверь, стал высматривать происходящее.
Рита стояла в рост на подоконнике эркера и что-то кричала в открытое пространство улицы. Кипы бумаг, сваленные у её ног, она горстями подхватывала и кидала в воздух, за окно. Иногда мощная струя воды била в открытые рамы и влетала в комнату. Мебель — шкаф, стол, стулья горой закрывали дверь.
В какой-то момент Рита спрыгнула с окна за очередной кипой бумаг. Я, рванув через баррикаду, загородив окно, пошёл к Рите. Глаза её были странного жёлтого цвета, румянец во всю щеку, на ногах — шерстяные носки.
«Ах, это ты, проклятый католик! На колени, я сейчас тебя спасу!» Я встал на колени. В голове было только одно — окно. Рита взяла литровую банку с водой, деревянную вешалку и, стала крестить меня, стуча по голове деревяшкой и поливая водой.
«Как они не понимают, Борька, я же хотела полетать, как Маргарита, распустить по ветру гадостную литературу, а они бьют из брандспойтов! Ведь крылья намокнут, и я упаду! Прямо, дураки какие-то!»
Я стоял на коленях, думал об окне и о том, что делать дальше.
В щель двери просунулась подруга и пошептала, что приехала милиция.

Как уж я уговорил Риту пойти со мной, сесть в милицейский рыдван и добраться до отделения милиции — и не помню. Рита была по-прежнему агрессивна. Подоспевшему Юре, мне, милиционерам досталось с лихвой. Вскоре появились два дюжих санитара, и её увезли в больницу.
Через какое-то время выпустили. Она потолстела, потишала. Недолго спустя бросилась под поезд в метро, и мы её похоронили…

В какой-то момент я закрыл глаза и стал водить рапидографом по бумаге, ощупывая правой рукой край листа. Картина в голове была совершенно ясная, подглядывать получающееся не хотелось. Мучительно припоминая детали, я елозил по бумаге, предельно напрягаясь памятью, когда надо было перебраться от одной формы к другой. Открыв глаза — сам не поверил получившемуся.
Линия по напряжению напоминала медицинские или метео- самописцы, ясно передавая памятное состояние. Схватил следующий лист, потом ещё, потом ещё…

Серия «Смерть Риты» получилась. Найденный способ (?), метод (?), «ход» (?) выручал меня впоследствии несколько раз, как правило, в тяжёлых и напряжённо-безвыходных ситуациях.
Поездка в Израиль, когда на рисование не было ни времени, ни сил, смерть мамы, неурядицы проживаемого времени — выталкивали меня в «слепое рисование».
Позже, уже с открытыми глазами, я стал подкрашивать рисунки цветными или графитными карандашами, придумывать длинные, событийные названия и долго стеснялся этого «метода», полагая, что зрители держат за щекой слово «фокус».

Несколько раз друзья-приятели провоцировали меня на «прилюдное» рисование, приглядывая за «зажмуренностью». Но «по заказу» — не выходило. Должно было быть «что-то» — завод, азарт, вдохновение — не знаю, как назвать. Но без этого «чего-то» ничего не получалось.

Так и жилось мне с этой непонятной, слегка стыдной, но получившейся, чёрт возьми, игрой. И вот однажды много-много лет спустя попала мне в руки книга Бориса Викторовича Раушенбаха «Постскриптум», где я и нашёл научное объяснение «слепому рисованию». Вот несколько отрывков из этого удивительного, мудрого и спасительного текста.

«…До сих пор теория перспективы опиралась на работу глаза (если угодно, фотоаппарата), а на самом деле видимая человеком картина пространства создаётся мозгом, изображение на сетчатке глаза всего лишь полуфабрикат» …
«…Я обратился к книгам по искусству, по психологии зрительного восприятия, и тут-то мне и открылось, что надо учитывать не то изображение, которое получается на сетчатке глаза, а то, что преобразовано мозгом, и преобразовано очень сильно».
Б. В. Раушенбах пишет, что построение пространства (перспективы) всегда индивидуально и абсолютно правомерно.
«…Выяснилось, что создание идеальной картины, во всём следующей зрительному восприятию, в принципе невозможно, нельзя изобразить мир таким, каким ты его видишь, до мельчайших подробностей. Любое изображение — обязательно искажение. Но если все изображения содержат ошибки, то можно поставить вопрос так: они отличаются друг от друга тем, что искажения смещены по-разному…»

Вот так не прошло и тридцати с гаком лет, как эти серии «слепых рисунков» окончательно лишились подозрительности «фокуса» и заимели стойкое научное объяснение усилиями, увы, уже ушедшего, Бориса Раушенбаха. Я смог расправить плечи и посмотреть на друзей и мир глазом победителя.
«СМЕРТЬ РИТЫ.
НА КОЛЕНИ, ПРОКЛЯТЫЙ КАТОЛИК»
1969.
Бумага, рапидограф.
40х30
«УЧИ ЗАДАЧКИ»
1968.
Бумага, карандаш, паста.
28х20
«Искусство не оформляет, а открывает смыслы, до него и без него неизвестные. Недаром же его синоним — творчество»

Даниил Данин
«ВАДИ КЕЛЬТ.
ПАМЯТЬ МОЯ»
1993.
Бумага, рапидограф, цветные карандаши.
40х30
«Я ЖЕ ПРОСИЛ»
1967.
Бумага, рапидограф, цветные карандаши.
28х20
«ОХОТА ЗА КОРОВЬИМ БОТАЛОМ, 3»
1969.
Бумага, рапидограф.
28х20
«ОХОТА ЗА КОРОВЬИМ БОТАЛОМ, 2»
1969.
Бумага, рапидограф.
28х20
«ОДИН…»
1993.
Бумага, рапидограф, цветные карандаши.
40х30
«МАМКА УМЕРЛА, А ЗЕМЛЯ ПРОДОЛЖАЕТ ЖИТЬ»
1993.
Бумага, рапидограф, цветные карандаши.
40×30
«НЕ ПО СЕНЬКЕ ШАПКА, НО СЕНЬКА ЭТОГО НЕ ЗНАЕТ.
ОДИНОЧЕСТВО»
1991.
Бумага, рапидограф, цветные карандаши.
40х30
«НЕ ПО СЕНЬКЕ ШАПКА, НО СЕНЬКА ЭТОГО НЕ ЗНАЕТ.
Я ПРИЕХАЛ К ТЕБЕ НА ЛОШАДИ"
1991.
Бумага, рапидограф, цветные карандаши.
40×30
Made on
Tilda