Телефон зазвонил совсем ночью.
«Ребята, дед умер, у всех нас отключили телефоны, мы звоним из подвала от водопроводчиков. Похороны завтра на Новодевичьем, прощание утром в Кунцево, в морге».
Звонила Юла, внучка Никиты Сергеевича Хрущёва.
Поворот с Рублёвки к моргу регулировал капитан, ошаривая глазами пассажиров. Машин много. Людей тоже, но не так уж. Родные, близкие. Любопытные. Те, которых успели обзвонить. Помню Юлиана Семёнова, Женю Евтушенко, Серго Микояна. Никого из власти. Масса «вежливых» в штатском. Морг крошечный. Это он теперь как дворец. «Вежливые» мечутся. Озабочены.
Я подхожу к вышедшей из морга Раде, дочери Н.С.:
— Рада, вы не сетуйте на невольную торопливость, но мне кажется, что лучший, кто мог бы сделать надгробие Никите Сергеевичу, — Эрнст Неизвестный.
— Спасибо, Боря, мы подумаем.
Глухие тучи наползали по небосклону, и мы с женой решили заскочить по дороге за зонтиком, на Новодевичьем укрыться негде, это я знал наверное — за тридцать с лишком предыдущих лет изучил каждый закоулок. Четверо родных моих лежат в разных концах кладбища.
Когда мы подъехали к угловой башне монастыря, всё было перекрыто. Кортеж машин прогнали по Москве пулей. Огромным прямоугольником к входу плотным оцеплением стояли солдаты. Кучки любопытных тянули шеи из-за спин военных. Высокий полковник встал перед машиной. Глаза колючие.
— Мне нужно проехать, я на похороны.
— А вы кто? — глаз буравит.
— Я внук, — вру без запинки.
Пауза недоверия.
А что скажешь? Предъявите документ?
— Поставьте машину направо, за башню.
Возвращаемся к полковнику.
Ни слова.
И мы идём вдоль стены монастыря под взглядами солдат. Накрапывает.
Против входа — три автобуса с зашторенными окнами и огромными антеннами. Ворота закрыты. Бумажка на железе — «Кладбище закрыто на санитарный день». Кучка «вежливых».
— Сделайте милость, откройте, я внук, — продолжаю прежнее враньё.
На стук в калитку открылся глазок, потом и дверка. Через два шага откуда-то слева теперь маленький полковник с криком: «Кто пустил, кто позволил, немедленно…»
Я и так был заведён достаточно: ночь, морг, дорога, высокий…
Левой рукой резко отодвигаю от себя горластого.
«Полковник, не время и не место, — не глядя на него, Люсю под руку, зонтик штыком…
Центральная аллея длинная, прямая, широкая. Спина горит от глаз «вежливых», усунутых по боковым проходам.
У могилы совсем немного людей — кто попал в кортеж от морга. Начищенные башмаки оркестрантов месят мокрую землю вперемешку с красными гвоздиками. Хоронят в дальнем углу, у самой стены кладбища.
Это потом, много позже, прирезали ещё участок, где лежит теперь элита власти и культуры.
Говорят трое. Сын Сергей, дама из ранней партийной жизни Никиты Сергеевича и распорядитель с траурной тряпочкой на рукаве пальто — секретарь партячейки ЦК. Он всё время спешит, подгоняет.
Мы стоим под зонтиком, ожидая возможности попрощаться. Но только двинулись, рукав с тряпочкой преградил дорогу.
— Хватит, достаточно!
— Вы что, и попрощаться не позволите, — я аж захлебнулся.
— Ну хорошо, только быстрее.
Родные поцеловали в последний раз. Всегдашний стук гвоздей, и здоровые мужики в облепленных землёй кирзах на верёвках опустили гроб в могилу. Цветы, венки, мокрые ленты…
Через некоторое время позвонил Эрнст:
—Слушай, Боря, мне Никита Сергеевич завещал сделать ему надгробие. Я согласился. И хочу попросить тебя мне помочь.
— Хорошо, к вечеру заеду.
И началась длинная и непростая история с памятником.
Переплетение белого и чёрного мрамора с бронзовой головой Н.С. в середине, бронзовые плиты в основании и лежащие под углом буквы — все эти идеи и макет родились достаточно быстро. Некоторые неудобства возникли с головой. Вначале Эрнст её хотел сделать также условной, но желание Нины Петровны, вдовы Никиты Сергеевича, и удовольствие показать «товарищам по труду», скульпторам, что и он может сделать «реалистично», — аргументы, в результате которых получилось то, что и стоит сегодня в конце центральной аллеи кладбища.
Но проблема с разрешением установки затянула эту работу на долгое, долгое время.
Уставшая от ожидания Нина Петровна спросила сына Сергея: доколе и когда? И Сергей объяснил маме, что ни один из чиновников на всех уровнях не хочет брать на себя ответственность. Боятся.
И тогда она позвонила А. Н. Косыгину, тогдашнему главе правительства. К чести своей, он задал всего один вопрос: нравится ли ей памятник?
— Да, конечно, — ответила Нина Петровна.
И немедленно на нас обрушилась спешка, спешка, спешка. На монументальной фабрике в Мытищах рубили мрамор, отливали бронзу, выстраивали макет «в натуру». За несколько месяцев всё было готово, перевезено на Новодевичье и установлено на могиле.
Открытие где-то в конце лета было многокорреспондентным, шумным. Редкое издание мира не сообщило об этом.
А родные и близкие приехали в годовщину смерти, в сентябре. И опять лил дождь.
— Небо плачет, — выкрикивал Женя Евтушенко в белом костюме, с корзиной цветов, суетясь вокруг Нины Петровны.
Задолго до описываемых событий, — Хрущёв ещё был жив, — жена моя, Люся, вдруг захотела в дом на стену бабочку.
— Только красивую, — сказала она.
Я позвонил Сергею Хрущёву. Он был не только инженер, ещё и очень серьёзный энтомолог с огромной коллекцией.
— Серёж, подари мне вот такую синюю бабочку, что у тебя в кабинете на стене, — попросил.
— Да ты что, — ответил он, — она же стоит десять долларов!
— Так я заплачу тебе эти доллары.
— Нет, Борь, мне неудобно…
Так и продолжали мы жить без бабочки.
После дождливой годовщины на кладбище мы поехали к Сергею. Выпить, согреться, поговорить.
Отведя меня за шкаф, Сергей спросил:
— Борь, что я должен тебе за работу?
— А вот ту бабочку. Синюю, помнишь, что я просил, — ответил я.
Синяя бабочка теперь навсегда приютилась в центре картинки «Манеж 1962».
С годами эти события обрастали мифами.
Эрнст рассказывает, что, едучи с кладбища, где Сергей заплатил ему за работу, он де открыл окно автомобиля и выкидывал деньги по ветру. «Пусть бедные люди подберут себе на жизнь!»
Ехал он в моей машинке, лил дождь, никаких людей не было, а деньги Сергей заплатил ему только дома, на поминании.
Вот так трансформируется память под хитрым взглядом коварной истории.