Для Вашего удобства мы используем файлы cookie
OK
Триптих «Польша-65»
«Памяти жертв Освенцима»
1965.
79,5х60
Рисунок справа внизу — немецкий типовой чертёж конюшен (PFER-DESTALL) — для строительства бараков Освенцима.

«Памяти польских солдат»
1965.
95×74
В сфере — копия объявления в костёле, где говорится, что в такой-то день и час пройдёт панихида по солдатам и офицерам Армии Крайовой (западной ориентации, а не просоветской Армии Людовой).
«Памяти евреев Треблинки»
1965.
79,5х60
Восковой цветок из венка на печах Треблинки отдал художнику директор музея
Борис Жутовский:

«В 1965 году я впервые попал в Польшу. Родственные корни, интерес к истории, а также первая в моей жизни поездка «за границу» оказались очень важными в моей профессиональной деятельности.
В костёле святой Марии в Варшаве, на доске объявлений о событиях в жизни храма я прочёл объявление о предполагаемой поминальной мессе по солдатам и офицерам Армии Крайовой. Армия Крайовая — партизанские соединения поляков, сражавшихся против гитлеровцев. Руководство Армии Крайовой — польское правительство в изгнании — в Лондоне — боролось за освобождение Польши от фашизма с ориентацией на независимость государства.
Советский Союз организовал своё объединение освободительных отрядов, предварительно уничтожив цвет польского офицерства, отступившего под натиском гитлеровских войск на территорию Советского Союза. Факт этого расстрела в Катыни отвергался Сталиным и последующими руководителями СССР вплоть до начала перестройки в конце 80-х годов ХХ века. Полвека.

Итак, в костёле было объявлено о панихиде по солдатам и офицерам 7 пехотного полка Армии Крайовой — «Мадагаскар»-«Гарлух».

В воображении возникло мёртвое лицо со смотрящими на меня живыми глазами.
В вылепленную воском маску я вставил два глазных протеза и маска «ожила». В пандан ей, справа на поле картины я вырезал овал, закрыл его с оборота картины вызолоченной сферой — Вечностью, Памятью, Временем, где в пространстве сферы парит фотокопия этого объявления.
Я отпечатал эту копию навыворотку — белым шрифтом на чёрном фоне. С лицевой стороны сферы я натянул медные струны — звук Горя в преддверии Вечности.
Верх картины занимают вертикальные рельефы — драматические выхлесты напряжения памяти.
Над овалом высится подобие конфедератки — узнаваемого многовекового головного убора польских армий.
Именно подобие, ибо более конкретная, «похожая» форма отсылала бы зрителя в определённое время, мне же хотелось сохранить моё ощущение многовековой судьбы Польши.
На «конфедератке» вместо плюмажа растянута белая погребальная простыня — печаль памяти по солдатам и офицерам Армии Крайовой.
Начало картины — грунт в кракелюрах (опять трещины — время) тщательно заштрихован пером и тушью — знак корпускулярной, почти археологической тщательности автора при осуществлении замысла.

Коротко расскажу и о двух других картинах триптиха. «Освенцим» — вспухший бесформенно-объемный ужас с подобием глаз, не имеющий формного аналога, но страшного как атомный гриб или неведомый взрыв. Внизу справа воспроизведён тщательный немецкий чертеж конюшни — «PFERDESTALL» — бараков для заключённых Освенцима.

«Памяти евреев Треблинки» — в шестиконечной звезде, отдаленном аналоге Маген Давида на сморщенном фоне — сгоревших в печах людей укреплён восковой цветок из венка на поде одной из печей фашистского ада. Цветок мне подарил пожилой польский еврей, чудом уцелевший узник Треблинки, директор этого мрачного музея.
Вызолоченный и покрытый темным лаком остальной фон картины прочерчен рваными вертикальными линиями. Отзвук струн сферы в картине «Памяти польских солдат».


Made on
Tilda