Друзья обожали. Начальники побаивались.
Крошечный, закованный в тяжеленную шубу, он шел по улицам родного города высоко задрав голову и, казалось, всё время ждал, в кого бы вцепиться или слегка поласкать — он очень любил свой город, своих студентов, своих друзей. Любил и ревновал. Страстно. Наотмашь.
«Яшечка, а зачем ты этот комод на себя взгромоздил», — пытал я его про шубу.
Он приуючивался в уголок на кухне и уплетал эклеры, купленные тут же, на углу в фабрике-кухне по дороге с вокзала.
«Это, Боба, с войны. Я ведь был десантник-парашютист, а весил сорок с небольшим. Сбрасывали нас по среднему весу и меня два раза уносило к немцам — едва выбирался живым. Потом стал брать с собой тяжести. Один раз с унитазом прыгал — уже лучше было».
К вечеру сползалась в дом уральская диаспора в Москве: актёры, актрисы, режиссёры. Молодые, неустроенные, голодные. Он продолжал гнездиться в уголочке, подперев пальчиком щёку и щурился, довольный своими птенцами.
По утрам мы долго сидели за разговорами, потом он бежал в библиотеки, выписывая редкости об уральских театрах — писал большую книгу.
Летом жил в деревне Красный Яр в огромном лиственичном доме с круглыми углами, вёдрами таскал грибы, ягоды. Старообрядцы, населяющие деревню, уважали «Соломоныча», по вечерам приходили к нему на лавку поразговаривать про жизнь «до разорения» (так они называли коллективизацию) и выспрашивая его про будущее.
Грибов было видимо-невидимо. Землянику тоже таскали из тайги вёдрами. Изба была прохладная. Венцы из гигантских лиственничных стволов с круглыми углами, огромная печь, и на оттёртой до прожилок могучей столешнице таз со сметаной, коричневой и густющей — ложка стоит: высыпаешь землянику — и пир. Картошку на зиму в яму закапывали. Крытый двор на трое саней, подклети. Сам двор тоже листвянкой выстелен — чтоб не гнило. На коньке я ему петуха соорудил — так и письма потом писал: деревня Красный Яр, дом под петухом, Соломонычу.
Внизу, у речки — стреноженные лошади, избы серого серебра и причудливых выгородок.
Дома постепенно переходили в руки умных горожан. Борьба с опостылевшей властью деревни возглавлял Яша. Как ни крути — фронтовик, орденоносец, профессор, хоть и еврей. Областные дураки-начальники побаивались. Из города!
Дом в картинах. Сказочная библиотека. Жена Анечка, ласковей и нежней — и не припомню у кого ещё. Сын Серёжка, с детства вундеркинд. Яшечка всех от него шугал — не попортите огольца. Пусть как все.
Так он и жил — любимый и любящий, а однажды сел на постели и сказал жене: «Нюра, это все», — и умер.
Из смиренья не пишутся стихотворенья,
И нельзя их писать ни на чьё усмотренье.
Говорят, что их можно писать из презренья.
Нет! Диктует их только прозренье.
надпись на обороте портрета