Для Вашего удобства мы используем файлы cookie
OK
«Как один день»
1989
Три смерти
Я ещё не знал тогда, что о своей несостоявшееся смерти человек помнит всегда. Сколько бы ни приключилось в его жизни этих несостоявшихся погибелей, он помнит их все. Об единожды состоявшейся помнят другие.

Странно, что покуда никто не написал антологии своих возвращений в жизнь — из рискованных глупостей отрочества, из безнадёжных болезней, из машинных аварий, из фронтовых передряг, из отменённых самоубийств… Словом — из тех незабывающихся злоключений, когда — по экономному выражению одного поэта — «дамоклился меч надо мной…»

Это написал Даня Данин в своей последней большой книге «Бремя стыда». Теперь и его нет. А я пишу сейчас о второй половине 1989 года, когда летом, после ряда звонков из Свердловска, вдруг — это всегда вдруг — обрушилось известие, что умер Яшечка Тубин.

К тому времени мы дружили-любились больше двадцати лет. Погибла Люся, да и ещё несколько смертей в близкой округе напоминало о неизбежном. И вот не стало Яши. О его жизни и роли в нашем времени я написал в этой книге. В цикле «Друзья».

Здесь же — о непроходящем сиротстве на все оставшиеся времена. И писать об этом — невозможно. Как о боли. С годами поток уносимых всё гуще, и порой это начинает казаться обыденностью, к которой надо привыкать, как к хворям. Но некоторые из потерь не тускнеют в потоке, а болят, как будто сейчас.
«Яков Тубин».
1980.
Бумага, чёрный карандаш.
76х57
«Памяти Якова Тубина».
1993.
Картон, лак, темпера, коллаж.
100х35х3
Ближе к осени случилась печаль.
Тоник, Натан Эйдельман подарил мне только что вышедшую свою новую книгу «Мгновение славы настаёт. Год 1789». По своему обыкновению, начитавшись, я стал хвалиться и размахивать удачей дорогого друга! И… кто-то ласково зажулил моё счастье. Поскуливая в печали, я приехал к Тонику.
«Да перестань, Боба, не журись, на тебе другую». И подарил. Надо вспомнить, что времена эти были знаменательны учащающимися отъездами — бегством из страны большого количества людей-друзей-приятелей. Хочешь, не хочешь — это примеривалось на себя. И сколько ни говорилось, всё равно не выходило, что это и наша дорога.
В конце-концов — это моя страна, и почему я — а не они, нас гноившие, обирающие годами наши способности и умения, преследовавшие по выдуманным причинам, должны уехать? Пусть катятся на все четыре стороны! Скатертью дорога. В смутные предположения, что нас кто-то ждёт и дорогой букет наших свершений будет им украшением и праздником — не верилось. Уже ведь не дети!

Вот я и заскулил утратой.

«Не журись, на тебе другую!» — пропыхтел Тоник, и подписал книжку: «Боба! Не остаться бы вдвоём (хотя и не худший вариант, но и не лучший. Тоник. 28/XI 89 года».
И заругался на себя — перепутал палочку. День был 28 сентября, а выходило — ноября.
«Да брось, Тоник, какая разница, днём раньше, днём позже!" — тараторил я на радостях.
Он умер через два месяца 28 ноября, в дату, им написанную.

Я в это время сидел за городом в доме отдыха, в очередной раз пытаясь выучиться английскому языку, и прямо на занятие просунулась уборщица, и протянула записку: «т. Жутовский. Вам просили передать, что умер Эйдельман. Администрация».

Вот так оторвался ещё один кусочек сердца. Получилось, что не вдвоём остались, а я один. Уж совсем не лучший вариант.

Его забрали в реанимацию накануне, он, по рассказам, сетовал, что срывается важная поездка в Швейцарию, готов уж был список в каком архиве и что рыть, взял с собой томик Пушкина, а к утру его не стало.

Я попрощался с ним в доме литераторов, где за неделю до этого мы пили-гуляли, а на поминки не пошёл — не было ни капли душевных сил. Сидеть, слушать, пить — и не плакать…
«Натан Эйдельман».
1977.
Бумага, чёрный карандаш.
76,5х57
«Памяти Натана Эйдельмана».
1993.
Бумага, лак, золото.
86х30х3
А 14 декабря, в день моего рождения умер Андрей Дмитриевич Сахаров.
Судьба его — не мой, не наш масштаб.
Отвага убеждений вела этого Гения с ранней юности до внезапной смерти.
Двадцатый век без него — неполон, ущербен. Без многих, конечно, но без него в особенности.
ХХ век, «его век» начался с двух открытый — кванта и гена, основополагающих понятий в физике и живой природе, едва взлетающих «этажерок», смешных автомобилей, радиоактивности, теории относительности — а кончается прогулками по Луне, отколупыванием кусочков планеты Марс. В промежутках — Хиросима, Нагасаки, Гитлер, ГУЛАГ, Сталин — густой век!
 
И участник, мыслитель, сотрудник и конфронтант этому — Он — Андрей Дмитриевич Сахаров — лауреат Нобелевской премии мира.
Последние годы своей жизни он пытался объяснить и убедить Власть и Людей в продуманной им Правде. Но, проведшие жизнь в суете и сумерках современники никак не могли согласиться с им понятым.
Он, вот вправду, он, кажется мне тем Данко, которого придумал романтик Алексей Максимович. На наших глазах и памяти он вырвал своё сердце, чтобы повести людей из тьмы к свету. Им бы бежать, а они сквалыжничали. А с вырванным сердцем не пробежишь.
Ещё вспомнилось.
Умер человек и идёт по Раю. Его ведёт святой Пётр, гид, по-нашему.
«Вон, говорит Пётр, под деревом стоит Человек — один из величайших поэтов Вселенной. А вот там, под скалой, на камне, сидит самый удивительный философ, которого рождала земля. А вон видишь, на обрыве, стоит фигура? Это самый великий художник, рождённый Человечеством».
«Почему же, — спрашивает Человек — я никогда не слышал ни одного из этих имён?»
«Да потому, — отвечает святой Пётр, — что все они родились не в той стране и не в то время».
 
Вот и А.Д. — такой Человек.
 
Но ведь в отличие от других животных живущими на земле, человечество имеет Память.
Память и будет памятником этому удивительному и чтимому Человеку.
 
Вот так кончался 1989 год. Тревожный, растерянный — время перемен, про которое даже терпеливые китайцы говорят, что это не лучшее время для жизни.
И всё равно хотелось и надо было жить.
«Андрей Сахаров».
1989.
Бумага, чёрный карандаш.
77х57
«Памяти Андрея Сахарова».
1995.
Бумага, лак, золото, темпера.
86х30х3
Made on
Tilda